-ћузыка

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Saida_70

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 27.04.2010
«аписей: 1450
 омментариев: 8299
Ќаписано: 10665

“≈—“ "–»—”Ќќ  —≈ћ№»"

ѕонедельник, 07 »юн€ 2010 г. 14:31 + в цитатник
family_06 (598x387, 87 Kb)


Ќазначение теста

“ест предназначен дл€ вы€влени€ особенностей внутрисемейных отношений. ќн поможет про€снить отношени€ ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

ќписание теста

—емейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. ”знав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себ€, можно пон€ть причины возникновени€ многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

»нструкци€ к тесту

–ебенку дают простой карандаш средней м€гкости и стандартный чистый лист бумаги формата ј4. »спользование каких-либо дополнительных инструментов исключаетс€.
»нструкци€: "Ќарисуй, пожалуйста, свою семью". Ќе следует давать какие-то указани€ или уточнени€. Ќа возникающие у ребенка вопросы, такие, как " ого надо рисовать, а кого не надо?", "Ќадо нарисовать всех?", "ј дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "–исуй так, как тебе хочетс€".
ѕока ребенок рисует, вы должны ненав€зчиво производить наблюдение за ним, отмеча€ такие моменты, как:
ѕор€док заполнени€ свободного пространства.
ѕор€док по€влени€ персонажей рисунка.
¬рем€ начала и окончани€ работы.
¬озникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерна€ сосредоточенность, паузы, заметна€ медлительность и т.д.).
¬рем€, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
Ёмоциональный настрой ребенка во врем€ изображени€ того или иного персонажа рисунка.
ѕо окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.
ѕосле того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследовани€ Ц беседа. Ѕеседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызыва€ у ребенка чувства сопротивлени€ и отчуждени€.
¬от вопросы, которые следует задать:
„ь€ семь€ изображена на рисунке, Ц семь€ ребенка, его друга или вымышленного лица?
√де эта семь€ находитс€ и чем зан€ты ее члены в насто€щее врем€?
 ак ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
 то в семье самый хороший и почему?
 то самый счастливый и почему?
 то самый грустный и почему?
 то больше всех нравитс€ ребенку и почему?
 ак в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
 ого одного остав€т дома, когда поедут на прогулку?

»нтерпретаци€ результатов теста

ѕолученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. ќценка общей структуры

„то мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко сто€щими или зан€тыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. —ледует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть св€зано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.
≈сли, например, члены семьи изображены держащимис€ за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
≈сли два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношени€, но при этом оно не отвечает действительности.
≈сли какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выдел€ет ее.
ѕомеща€ одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Ётот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
Ќиже остальных ребенок склонен помещать того, чье вли€ние в семье минимально.
≈сли ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управл€ет всеми остальными.

2. ќпределение наиболее привлекательного персонажа

≈го можно вы€вить по следующим признакам:
он изображаетс€ первым и помещаетс€ на переднем плане;
он выше и крупнее остальных персонажей;
выполнен с большей любовью и тщательностью;
остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотр€т на него.
–ебенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, надел€ет его какими-то детал€ми и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествл€€, таким образом, себ€ с этим персонажем.
–азмер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж дл€ ребенка. Ќапример, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в насто€щее врем€ отношени€ с родител€ми сто€т дл€ ребенка на втором плане. Ќаоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображаетс€ самым маленьким, рисуетс€ в последнюю очередь и помещаетс€ в стороне от остальных. — таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.
—ильна€ штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. » напротив, именно така€ фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.
ѕредпочтение того или иного родител€ выражаетс€ в том, ближе к кому из родителей нарисовал себ€ ребенок, какое выражение лица прочитываетс€ в фигурах родителей.
ƒистанци€ между членами семьи Ц один из основных факторов, отражающих предпочтени€ ребенка. –ассто€ни€ на рисунке €вл€ютс€ отражением психологической дистанции. “аким образом, наиболее близкие люди изображаютс€ на рисунке ближе к фигуре ребенка. Ёто же касаетс€ и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке р€дом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. –ебенок о себе

≈сли ребенок больше всех выдел€ет на рисунке свою фигуру, рисует себ€ более тщательно, прорисовыва€ все детали, изобража€ более €рко, так что бросаетс€ в глаза, а остальные фигуры составл€ют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. ќн считает себ€ основным персонажем, вокруг которого вращаетс€ жизнь в семье, самым значимым, уникальным. ѕодобное ощущение возникает на основе родительского отношени€ к ребенку. —трем€сь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добитьс€ сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.
ћаленька€, слаба€ фигурка, изображенна€ в окружении родителей, в которой ребенок признает себ€, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. “акое положение может быть св€зано с тем, что ребенок привык к атмосфере посто€нной и чрезмерной опеки, котора€ окружает его в семье (часто наблюдаетс€ в семь€х с единственным ребенком), поэтому чувствует себ€ слабым и даже может злоупотребл€ть этим, манипулиру€ родител€ми и посто€нно требу€ от них помощи и внимани€.
–ебенок может нарисовать себ€ вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. “аким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.
≈сли ребенок рисует себ€ р€дом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, веро€тно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка зан€ть такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. ƒополнительные персонажи

–ису€ семью, ребенок может добавить людей, не относ€щихс€ к семейному кругу, или животных. “акое поведение трактуетс€ как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных св€зей и т.д. “ак, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных Ц кошек, собак и прочих, выража€ тем самым недостаток близкого общени€ с другими детьми и потребность иметь посто€нного спутника в играх, с которым можно было бы общатьс€ на равных.
Ќа рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Ќе получив их удовлетворени€ в реальной жизни, ребенок удовлетвор€ет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношени€х. ¬ таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. ¬ его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.
–ебенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Ёто может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. –одительска€ пара

ќбычно родители изображаютс€ вместе, отец выше и крупнее помещаетс€ слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в пор€дке значимости.  ак уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. –ебенок, который воспитываетс€ одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выража€ тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановилс€.
≈сли же ребенок рисует одного родител€, с которым живет, это означает прин€тие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировалс€.
ќдин из родителей может оказатьс€ на рисунке в изолированном положении. ≈сли фигура родител€ одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находитьс€ с родителем противоположного пола. –евность, вызванна€ эдиповым комплексом, €вл€етс€ вполне нормальным €влением дл€ ребенка до достижени€ им полового созревани€ (в среднем 12 лет).
“от случай, когда фигура ребенка и родител€ противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриватьс€ как незначительное нарушение естественного пор€дка взаимоотношений с родителем другого пола.
≈сли на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатс€ за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдаетс€ тесный психологический контакт. ≈сли контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.
»ногда ребенок, игнориру€ реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касаетс€ материнской фигуры. Ёто говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимаетс€ как подавл€юща€ фигура, пресекающа€ любое про€вление самосто€тельности и инициативы. ≈сли у ребенка сложилс€ образ одного из родителей как доминирующего, подавл€ющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитыва€ их реальных физических размеров. “ака€ фигура может изображатьс€ с большими руками, демонстриру€ своей позой властное, диктаторское отношение.
ѕротивоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображаетс€ небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. »дентификаци€

¬ рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификаци€. –ебенок легко отождествл€ет себ€ с тем или иным персонажем своего рисунка. ќн может отождествл€ть себ€ с отцом, матерью, сиблингом.
»дентификаци€ с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. ќна отражает его желание иметь предпочтительные отношени€ с родителем противоположного пола.
»дентификаци€ со старшим сиблингом, независимо от пола, также €вл€етс€ нормальным €влением, особенно если есть ощутима€ разница в возрасте.
»ногда ребенок может отождествл€ть себ€ и с дополнительными персонажами, не вход€щими в состав семьи. ¬ чем выражаетс€ идентификаци€? ‘игура, с которой идентифицирует себ€ ребенок, изображаетс€ наиболее привлекательной, законченной; ей удел€етс€ больше времени.  роме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. ¬ беседе, на которую следует полагатьс€ более всего, часто открываютс€ совершенно противоположные вещи. ќказываетс€, что ребенок может идентифицировать себ€ с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертани€, помещаетс€ в стороне от всех остальных и т.д. “акой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднени€ и напр€женность во взаимоотношени€х с семьей и самим собой.

7. ќтказ от изображени€ того или иного члена семьи

≈сли ребенок рисует себ€ в отдалении от остальных членов семьи, то, веро€тно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.
≈сли же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном про€влении. “акие переживани€, как чувство неполноценности или ощущение отсутстви€ общности, отчужденность, также заставл€ют ребенка исключать себ€ из рисунка семьи. ѕодобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. –одительское недовольство, чрезмерна€ критичность, сравнени€ с брать€ми или сестрами в невыгодном дл€ него свете способствуют формированию заниженного самоуважени€ и подавлению в ребенке мотивации к достижени€м. ¬ более м€гкой форме это про€вл€етс€, когда ребенок рисует себ€ в последнюю очередь.
„астое €вление в детских рисунках Ц отказ рисовать младшего сиблинга. ќбъ€снени€, такие, как "Ѕрата € забыл нарисовать" или "ƒл€ младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ќичего случайного в рисунке семьи нет. ¬се имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживани€ ребенка по отношению к близким ему люд€м.
ƒовольно распространена ситуаци€, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достаетс€ больша€ часть любви и внимани€ родителей. ѕоскольку в реальности он сдерживает про€вление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства наход€т свой выход. ћладший сиблинг просто не изображаетс€ на рисунке. ќтрица€ его существование, ребенок снимает существующую проблему.
ћожет иметь место и друга€ реакци€: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себ€ из состава семьи, таким образом идентифициру€ себ€ с соперником, пользующимс€ вниманием и любовью родителей. ќтсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной св€зи с ним.

»сточники

“ест "–исунок семьи" / “ейлор  . ѕсихологические тесты и упражнени€ дл€ детей.  нига дл€ родителей и воспитателей Ц ћ., 2005.

http://vsetesti.ru/425/
–убрики:  дети
семь€
ћетки:  

ѕроцитировано 62 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



nata20002004   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 »юн€ 2010 г. 17:04 (ссылка)
—пасибо, забираю, будем пробовать!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Valeko4ka   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 »юн€ 2010 г. 19:39 (ссылка)
—пасибо!!! ѕолезно!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на_“айна   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 26 —ент€бр€ 2010 г. 12:20 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
Malutka666   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 00:53 (ссылка)
ќчень итересный тест! Ќадо попробывать, когда мала€ подрастет чуть-чуть)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 23:10ссылка
∆елаю удачи
’ранимира   обратитьс€ по имени ¬торник, 01 ћарта 2011 г. 11:52 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ќльга ƒер€бо   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 јвгуста 2011 г. 22:22 (ссылка)
—пасибо, интересный тест.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 21 јвгуста 2011 г. 22:41ссылка
ћне очень при€тно, что вам понравилось.
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 21 јвгуста 2011 г. 22:52ссылка
ћоей внучке ещЄ 2,5. –ановато дл€ тестов. Ќо у мен€ много подруг-педагогов, которых заинтересует эта информаци€.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку